Ким Брейтбург: «Уфимские артисты отличаются в лучшую сторону»

Совсем не хуже Москвы
— Почему вы решили ставить мюзикл именно в Уфе?
— Я не считаю, что Уфа хуже той же самой Москвы. Вопрос денег меня не очень интересует, мне интереснее реализовать ту работу, которую мы с Кареном Кавалеряном (автором либретто) готовили. Для нас принципиальной разницы между столичными и провинциальными подмостками нет. Да и провинцией-то Уфу назвать трудно — большой развитый город.
— Какие у вас впечатления от города?
— Я здесь не в первый раз, но могу сказать, что город компактный, я был в центре, он зеленый, чистый — выглядит очень симпатично по сравнению с другими городами-миллионниками. Естественно, что местные жители могут видеть в нем какие-то изъяны, но лично мне здесь вполне комфортно.
— Узнают ли вас на улицах?
— На улицах приглядываются, но с каким-то сомнением. После того, как я снял очки, узнавать меня стали меньше. Но ведь еще у нас композиторы и продюсеры — это не такие раскрученные персонажи, как звезды, которые ежедневно мелькают на телеэкранах.
Рабинович сразу проникся моей идеей
— А как родилась идея постановки именно мюзикла? Все-таки такой жанр достаточно необычен для России.
— Однажды мне позвонил Михаил Швыдкой — тогда еще он был министром культуры — и сказал, что встретил Михаила Рабиновича, который озвучил идею создания мюзикла по пьесе Арбузова «Город на заре». Через некоторое время мы связались с Уфой, поговорили, я даже звонил в министерство культуры, но ничего конкретного там мне не сказали. Для себя я поставил в этой истории знак многоточия.
Прошло полгода, и мы с женой Валерией приехали в Уфу. Супруга родилась и жила здесь, мы приехали в гости к ее маме. Дай, думаю, позвоню Рабиновичу, раз уж мы здесь, познакомимся очно. Встретились с Михаилом Исааковичем, и я из нашего с ним разговора понял, что четкой концепции пьесы не существует. Тогда я поделился с ним идеей создания костюмированного исторического мюзикла, связанного с русской историей, где главные герои — Екатерина, княжна Тараканова, граф Орлов. И Рабинович как-то сразу проникся, сказал: «Давайте попробуем!»
Причем сказал, не слышав музыки, не читав либретто. Уже потом я прислал ему черновой вариант либретто и ряд музыкальных эпизодов, он пришел в восторг. Это было еще до нового года. Сейчас партии героев, тексты, музыка, аранжировки — все готово. Не готовы пока еще костюмы и декорации.
— Как собираетесь раскручивать этот проект?
— Могу сказать, что все желающие попадут на спектакль. Не обязательно билеты будут стоить бешеных денег, мы хотим, чтобы разные люди приходили на спектакль. И вообще финансовая составляющая для меня на втором месте, главное — сделать работу. Конечно, работать в убыток театр не будет, все-таки это весьма затратный проект. Нам делает костюмы Алла Коженкова, маститый мастер. Спектакль «Снегурочка», для которого она делала костюмы, шел десять лет. Мы надеемся, что и мюзикл будет идти не один сезон. Николай Андросов — знаменитый балетмейстер в Москве, он ставил спектакли в Риме и Америке, работал с Плисецкой, Тарандой и т.д. То есть подготовка весьма серьезная.
Конечно, если хотеть быстрые деньги — то это никакой не бизнес, миллионов я и не жду. А если смотреть в перспективу — спектакль себя окупит, я уверен.
— Повезете ли вы мюзикл В Москву?
— У нас есть амбициозные планы вести его за границу, посмотрим, что получится. Ведь в межсезонье Русский театр выезжает на гастроли в Европу. Кое-какие возможности и у меня как у продюсера тоже есть. Это не является самоцелью, но такие варианты мы рассматриваем.
Спектакль может стать визитной карточкой республики. Если нас здесь поддержат — можно будет организовать серьезные гастроли и в столице.
Уфимские артисты — более работоспособные
— Отличаются ли уфимские артисты от московских?
— Может то, что я скажу, покажется удивительным, но уфимские ребята отличаются в лучшую сторону. Смотрю, с каким энтузиазмом работает балет, это же колоссальная нагрузка, они много трудятся и получают удовольствие от своей работы.
А в Москве — усталость, цинизм, столичный апломб, не всегда и не везде люди настроены на работу и с энтузиазмом воспринимают вещи, связанные с трудом. Как вы знаете, большинство стремится не очень много работать, но как можно больше зарабатывать. В этом отношении здесь ситуация лучше — люди чище, больше настроены на творчество, мне это очень импонирует. Этот момент — один из залогов успеха будущего спектакля. Весь коллектив работает с удовольствием, с таким же удовольствием они будут показывать спектакль людям. И публика это обязательно почувствует.
— С кем легче работать — с профессиональными артистами или с новичками?
— Ведь этот театр не музыкальный, а драматический, и пение входит в подготовку артистов постольку поскольку. Сначала мы провели внутренний кастинг в театре, выбрали самых одаренных. А потом просмотрели всех желающих с улицы. И получается, что музыкантам сложно в плане актерской подготовки, а актеров мы подтягиваем по музыкальной части.
Но я шел на такие трудности осознанно. За два месяца, что ребята занимаются, уже есть огромный прогресс, но это небывалая нагрузка для людей. Я понимаю, как им тяжело! По десять часов репетиций в день — непривычный график.
— А почему на главную роль не пригласили, допустим, того же Чумакова или Трубача?
— Да, на все роли мы взяли только местных ребят. Мы хотим показать всем, что звезд можно делать у себя в республике, что называется, не отходя от кассы. Я делал проект «Народный артист», могу сказать, что таланты есть по всей России. Сам Леша Чумаков, кстати, из Тюмени. Чем, например, Руслан из Уфы хуже? Он и фактурный, и музыкальный. Почему мы должны звать Лешу, а Руслану говорить нет? Мы лучше возьмем людей, которые здесь живут, у них и больше времени на репетиции, чем у звезд, они готовы работать, им интересно совершенствоваться. А звезды, как я уже говорил, привыкли к большим гонорарам и минимуму затрат. Для уфимских ребят — определенная школа. Не хочу хвалить себя, поскольку я автор, но мюзикл — это определенного рода новое явление.
Прививайте детям доброту и трудолюбие
— Вы сначала создаете песню или пишете на конкретные заказы?
— Всегда по-разному. Недавно вот, например, ко мне приезжал Басков, после развода, говорит — мне нужна песня веселая, чтобы показать, что я духом не пал, ну и какая-то забавная, все-таки я еще и жених. Я вызвал своего компаньона, соавтора Сергея Сашина, он придумал текст песни «Натуральный блондин», а я написал музыку.
А бывает так, что сначала пишется песня, а потом я могу ее кому-то предложить. Некоторые люди, которым вроде идеально она походит, могут быть готовы ее исполнять, а другой певец, о котором я и не думал, говорит «все, беру ее себе». И в итоге звучит песня настолько органично — нельзя и вообразить, что ее мог бы исполнять кто-то другой.
— Можно ли воспитать своего ребенка звездой?
— Звездой нет, а вот трудолюбивым и умным — можно. Полезные навыки нужно прививать детям с раннего возраста. А звезда — это не внутреннее состояние, а признание. Человек может быть гением, но при этом не быть звездой. Такие мэтры, как Пугачева, Леоньтев, Долина, Вайкуле, не только хорошие певцы и профессионалы, они и люди безумно интересные, развитые во всех областях.
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха?
— Он должен любить свою профессию и быть готов к действиям, когда судьба скажет: «На старт!» Очень многие люди не подготовлены и приводят любые аргументы в защиту своего бездействия — мол, живут в провинции или не хватает денег, чтобы раскрутиться. А на деле оказывается, что они просто не готовы. Мы проводим кастинги и часто встречаемся с таким явлением — амбиций у человека много, но стоит ему раскрыть рот, и сразу понятно — он сырой, неподготовленный. Многие просто не тянут, чтобы быть в конкуренции с другими одаренными людьми.
В музыке важен талант, музыкальный слух, интонация, образование — чтобы человек понимал, что он делает, чувственность — причем чувствовать нужно не только свои связки, но и жизнь, чтобы ее можно было передать слушателю.
Важны, конечно, внешние данные, на сцене, особенно в поп. музыке, любят видеть людей красивых. Хотя история и знает примеры, когда человек ничем внешне не привлекательный покорял публику своим внутренним светом. Это, скорее, исключения, подтверждающие правило.